Роль информатизации образования в общем контексте информатизации общества


Информатизация образованияпроцесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует,
  • во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей;
  • во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
  • в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
  • в-четвёртых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
В узком смысле И.о. - внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах (см. Компьютеризация обучения).
Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП[1]. Под этот критерий попадают, в частности:
Таким образом ключевую роль в производственных процессах играет информация, которая имеет несколько ключевых отличий от типичного производства индустриального общества.
Во-первых, информация представляет собой такое условие производства, которое не потребляется в производственном процессе и может использоваться в неограниченном количестве воспроизводственных циклов. Потребление информации тождественно формированию нового знания. В процессе коммерческого использования информация и знания не потребляются (в том понимании, как потребляются остальные производственные ресурсы), а наоборот наращиваются. В этом контексте очевидно, что распространение информации тождественно ее самовозрастанию, исключающему применение к этому феномену термина «редкость» в классическом его понимании.
Во-вторых, процесс передачи информации основан на субъект-субъектных взаимодействиях и невозможен без соответствующих усилий не только ее производителя, но и потребителя. В информации есть объективная сторона, связанная с затратами на получение определенного пакета данных. Но ценность информации в высшей степени субъективна и обусловлена ее необходимостью, важностью для получателя. В связи с этим амплитуда колебаний цен на одну и ту же информацию, потребляемую различными пользователями, столь велика, что ставит под сомнение возможность использования традиционных рыночных индикаторов для оценки ее стоимостного вклада в анализируемый бизнес.
В-третьих, создание знаний и информации представляется процессом сугубо индивидуальным; их стоимость не может быть определена исходя из "стоимости" произведшей их "рабочей силы".
В-четвертых, информация, имеющая свойство безгранично распространяться, характеризуется не редкостью, а избирательностью, в результате чего, даже приобретя формальные права на информационный продукт, то есть став его собственником, не каждый может им воспользоваться, ибо для этого требуется целый набор качеств, отличающих современную личность.
Любое знание и значимая информация всегда являются уникальными. Они могут тиражироваться. Но тиражирование не есть серийное производство, как в случае с материальными объектами.
В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.
Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
В условиях постиндустриального общества расширяется система обучения (более продолжительный срок обучения, непрерывное образование и т. п.). Научные достижения, технический прогресс, образование определяют сроки перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, постепенно происходят изменения в социальной сфере. Собственность не исчезает, однако, как основа разделения людей на классы, слои, собственность теряет своё значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.
В постиндустриальном обществе меняется сам характер труда. Монотонный производительный труд сменяется творчеством. Предпосылки к тому – рост сферы услуг, дающий возможность реализовать себя вне материального производства; информатизация; рост квалификации работающих; возрастающая невоспроизводимость создаваемых благ; демассификация производства, предполагающая широкие возможности для индивидуальной инициативы.
Основа творческой активностисвобода. Сдвиг в сторону производства информации и знания уже не позволяет использовать методы принуждения работников. Наряду с этим формируются новые ценности и потребности. Материальное благосостояние утрачивает свое доминирующее значение. Низкооплачиваемый труд вдруг оказывается более предпочтительным, если он предполагает возможность саморазвития или межличностного общения.
Одной из черт постиндустриального общества является снижение роли физического и повышение значимости умственного труда. Деятельность такого рода требует большой предварительной подготовки (несоизмеримой по времени с той, которая необходима для физического труда). Для нее нужен некий объем информации, на базе которого осуществляется анализ и принимаются те или иные решения.
Важнейшей частью предварительной подготовки работника умственного труда является образование - такой же обязательный элемент общества, как культура и искусство. Образование - один из видов сервиса. Оно предоставляет услуги в виде обучения его товар - образовательный услуги. Система образования формируется в рамках экономической, политической и административной структур, характерных для той или иной страны. Различные виды образования формируют определенную систему.
Услуги государственного образования предоставляются организациями, созданными государством и подчиненными тем или иным его органам. Соответственно государственные учебные учреждения осуществляют процесс обучения по заданным государством программам, используя государственные ресурсы и активы. Государственное образование должно готовить специалистов прежде всего в тех сферах, где не действуют основные движущие силы рынка - спрос и предложение, но которые абсолютно необходимы для развития государства:
  • естественные науки (теоретическая физика, математика);
  • теоретические гуманитарные науки (история, филология);
  • государственный сектор (исполнительная и законодательная ветви власти, вооруженные силы и правоохранительные органы);
  • отрасли экономики, которые всегда находятся под контролем государства: атомная энергетика, военно-промышленный комплекс;
Однако в постиндустриальном обществе существует платежеспособный спрос на нестандартные образовательные услуги. И этот спрос может удовлетворить лишь система частного образования. Частное образование - это главный фактор формирования элиты постиндустриального общества. Качество элиты выше в тех странах, где есть эффективное частное образование. Независимое образование необходимо для обеспечения ряда секторов постиндустриального общества собственными кадрами. Хотя государственное образование может поставлять кадры в независимые сектора постиндустриальной экономики, но полностью потребности этих секторов в специалистах государственное образование в принципе удовлетворить не может.
Более того, частный сектор экономики в сфере подготовки специалистов не может целиком и полностью зависеть от государства. Внедряясь в новые производственные ниши, выходя на новые рынки, развертывая конкурентную борьбу, бизнесмены будут чувствовать себя увереннее, если станут опираться на кадры, подготовленные учебными заведениями, на которые воздействуют они сами, которые учат за их деньги, которые независимы от государства.
Таким образом, роль независимого частного образования в постиндустриальном обществе чрезвычайно велика. Оно воздействует на все сферы деятельности, формирует человеческий капитал, множит экономический потенциал общества. Частное образование служит фундаментом постиндустриального общества, создавая носителя постиндустриальных идей - независимого высокоинтеллектуального человека.
Признаками информационной революции определенного периода можно считать:
  • решена проблема информационного кризиса, т. е. противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
  • информационная технология приобретёт глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
  • формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
  • с помощью доступных средств реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.
Данные признаки в том или ином виде можно наблюдать с первых революций таких как:
·        изобретение письменности,
·        изобретение пергамента,
·        изобретение печатного пресса,
·        создание глобальной сети интернет.
Сегодня масштабы изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности общества, столь значительны, а их социально-экономические и психологические последствия столь радикальны, что можно вполне обоснованно говорить о возникновении новой глобальной проблемыпроблемы человека в изменяющемся мире.

Общественное сознание миллионов наших современников, уровень их профессиональных знаний и навыков, наряду с уровнем общей культуры, в том числе и информационной, не только все заметнее отстают от темпов развития научно-технического прогресса, но и все менее соответствуют новым условиям жизни человечества вообще.
Одним из ощутимых социальных последствий столь стремительных технологических перемен, особенно сильно проявивших себя в последние десятилетия XX в., стал общий кризис систем образования, охвативший сегодня практически все страны мирового сообщества, в том числе и Россию. Вместе с тем существо этого кризиса отнюдь не ограничивается исключительно финансовой недостаточностью самой этой сферы (хотя важность этой проблемы тоже недооценивать нельзя). Думается, главный источник кризиса – в неадекватности содержания образования, масштабов и уровня развития образовательных систем постиндустриальному направлению цивилизационного развития.
                                                                                                                                    
Именно поэтому, наверное, в последние годы во многих странах проблеме образования уделяют все большее внимание: она широко обсуждается не только в среде ученых и педагогов, но и в сферах бизнеса, геополитики, национальной безопасности. Образование начинает осознаваться обществом как важнейший фактор не только технологического и социально-экономического развития, но и выживания цивилизации, как условие преодоления глобальных экологического и духовного кризисов.
Большинство исследователей вполне обоснованно полагают, что, поскольку существующая образовательная практика не соответствует современным требованиям и не может обеспечить своевременную и адекватную подготовку людей к будущему, которое стремительно приближается, необходима ее радикальная перестройка, стратегически ориентированная на вызовы XXI в., т.е. не просто на повышение уровня образованности людей, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.
Результаты прогнозных исследований подтверждают тот факт, что в наступившем веке образованию придется стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека: ведь только таким образом он сможет адаптироваться к технологическим инновациям как результату постоянного совершенствования не только орудий труда, но и самого его содержания; овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности.
В условиях непрерывного образовательного процесса изменится прежде всего роль высшей школы. Уже сегодня такие страны, как Япония, например, рассматривают вопрос о переходе ко всеобщему высшему образованию, поскольку и производство, и освоение перспективных технологий, аккумулирующих передовые достижения научно-технической мысли, по силам только высокообразованным специалистам.
Главными направлениями формирования перспективной образовательной модели, как представляется, могут стать следующие:

·        фундаментализм образования на всех его уровнях и существенное развитие высшей школы как института, основу которого должны составить крупные университеты;
·        реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия уже формирующегося в передовых странах мира информационного общества;
·        широкое использование методов инновационного и развивающего образования, направленных на раскрытие творческого потенциала личности;
·        повышение доступности качественного образования для самых широких слоев населения за счет использования систем дистанционного обучения на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Развитие глобального процесса информатизации общества ведет, следовательно, к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного, уклада их жизни и профессиональной деятельности.

Комментарии

Популярные сообщения